Как все начиналось. Из истории основания совхоза «Власть Труда»

Фото из альбома
Меняется время, проходят годы и вместе с ними стираются в памяти события, которые когда-то, почти век назад, были эпохальными, поворотными. Конечно речь не идет о тех исторических эпизодах, которые мы знаем из учебников, рассказов многочисленных очевидцев,  книг. Мне в руки попал альбом  в котором собраны воспоминания первых тружеников совхоза «Власть Труда». К сожалению, записи повреждены и многие не сохранились. Но все же сейчас, спустя время, даже крупицы   воспоминаний будут ценны.

Напомним общую хронологию событий того времени. А именно периода, когда революция едва отгремела. Советская власть в город Новосиль пришла в ноябре 1917 года, а в декабре уже был организован революционный комитет   под председательством бывшего учителя П. И. Знаменского. По инициативе ревкома в городе и селах уезда в январе 1918 года провели выборы депутатов, а затем открылся уездный съезд Советов. В первых числах февраля по волостям прошли съезды волостных Советов. Земства были ликвидированы, и власть в Новосильском уезде полностью перешла в руки рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это был один из самых сложных периодов. Гибли люди, проходили восстания, всюду пылали «красные петухи». Так, в июне 1918 года, была сожжена усадьба помещика Нечаева в деревне Пробуждение Нечаевского сельского Совета.
Форзац
В то время Новосильский уезд  по территории был значительно больше. Он объединял в себе сразу несколько современных районов. Среди них был и наш, Корсаковский. Население уезда составляла 197 тысяч человек! Только вдумайтесь в эту цифру! Однако положение людей было тяжелым и повсюду царила бедность, а неграмотным оставалось 75% крестьянства.
Перейдем к воспоминаниям наших земляков. Один из них,  участник Великой Отечественной войны,  старожил совхоза,  бригадир тракторной бригады Владимир Иванович Литов. «Совхоз «Власть Труда» был организован в 1919 году и вплоть по 1926 года имел семеноводческое направление. Я приехал сюда в 1922 году. Первое что бросилось в глаза, это крапива, бурьян, да несколько бараков среди них. В деревне Яршево, которая входила в совхоз, был всего один дом, в нем жила барыня, которую все звали Капочка. Основное ее имение находилось в деревне Озерки.
Людям жилось очень плохо. В основном это была молодежь, которая, как и я, приехала создавать совхоз. Жили мы в бараках. В первую очередь, строили сельскохозяйственные постройки, скотные дворы, свинарники. Директор жил в Голуни. Совхоз состоял из семи отделений, в Нечаево было центральное отделение.
 В хозяйстве не было ни тракторов, ни машин. В 1927 году пришли первые тракторы «Фордзон», сначала десять штук, а затем еще 28. Через год пришла первая машина, полуторка, с деревянным кузовом. На ней стал работать Василий Михайлович Колосов. Чтобы управлять машинами и тракторами, нужны были грамотные люди. Василий Михайлович и еще десять человек поступили в Голунь на курсы механизаторов.
Постепенно внешний вид совхоза менялся. Вокруг были посажены дубовые и березовые посадки, началось строительство жилых домов. Прибывали новые люди, иногда даже семьями.
Приехав после учебы, В. М. Колосов стал бригадиром тракторной бригады. Под его началом работали не только мужчины, но и  несколько женщин. Среди них Мария Лукашина, Анна Лобырева и другие. Они не отставали от мужчин, работали с ними наравне.
Бригадиром полеводческой бригады стал Макар Степанович Анохин, а управляющим отделением — Митрофан Васильевич Протасов оба бывшие участники Гражданской войны. Так совхоз начинал жить...»
С 1926 по 1933 годы хозяйство специализировалось на разведении и откорме свиней. В этот период шло накопление техники, трудовых ресурсов, рос  культурный уровень тружеников совхоза.
Интересны воспоминания Ивана Алексеевича Голицына, полковника, участника Великой Отечественной войны, который когда-то жил в Нечаево: «Наш совхоз, созданный в первые годы Советской власти на землях  помещиков Нечаевых, был образцом для всего района, он как бы символизировал будущее переустройство крестьянского быта. На наших полях появились первые косилки, сноповязалки, тракторы, автомашины, комбайны, сеялки, молотилки, конные грабли. Росла культура жителей. В 30-е годы была построена начальная школа, клуб, радиофицированы все квартиры, электрифицирован совхоз, в клубе показывали немое, а потом и звуковое кино. Все это было  только в нашем совхозе из всего Новосильского уезда.  К нам в совхоз эти диковинки приходили смотреть люди из деревень, расположенных на десятки километров.
Первая школа размещалась в бараке, где находилась столовая для рабочих, пекарня и часть жилых квартир для служащих. Своих школьников было мало, так как основной частью населения были приезжие юноши и девушки. Часто они здесь создавали свои семьи: супруги Анохины, Бычковы, Зарытовские, Колосовы, Тюрины и многие другие. Основателями совхоза стали семьи Голицыных, Быковских, Митиных, Клопковых, Лебедевых, Сохиных, Бариновых, Деминых, Провозен, Симоновых, Закусовых, Митриченко, Протасовых, Зыковых, Никишиных, Авдеевых и других. Большую роль в организации совхоза сыграл главный зоотехник Глеб Леонтьевич Марциновский».
В 1933 году по решению Наркомата совхозов СССР на базе совхоза «Власть Труда» было образовано специализированное племенное хозяйство, по разведению племенных овец английской мясошерстяной породы. Поначалу было 1100 голов разных пород. Перед совхозом была поставлена задача – выращивать племенных животных и реализовывать их в разных районах страны.
Вспоминает главный зоотехник госплемзавода «Власть Труда», Герой Социалистического труда, Глеб Леонтьевич Марциновский: «Племсовхоз был организован на базе двух свиноводческих совхозов. Мне предложили быть в нем главным зоотехником. Я увлекся племенной работой. С первых дней организации совхоза внедрил метод искусственного осеменения животных. Он оказался эффективным, оправдал себя. Впоследствии за это меня наградили большой памятной медалью И. И. Иванова – основоположника этого метода в России.
После организации специализированного овцеводческого совхоза с октября 1933 по конец
Г.Л. Марциновский с коллективом зоотехнии
1934 года сюда были  завезены все английские мясошерстные породы овец, имеющейся стране. Всего было завезено 1100 голов чистопородных мясошерстных овец пород Линкольн, Ромни-марш, Емпшир, Шропшир, Оксофордшир и немецкие черноголовые. С целью увеличения их численности, мы начали работы по скрещиванию. Я много ездил за границу изучать опыт работы в этом напрлении. Насегда остался в памяти такой случай.
Это было в 1936 году, когда Испания вела войну с фашистской Германией. Я в это время был в Соединенных Штатах Америки, где закупал племенных баранов для госплемзавода «Власть Труда». Возвращадись мы отуда морем. Наш пароход в Гибралтарском проливе задержали франкисты.
Мятежники устроили на пароходе обыск, допросы, преполагая, что мы даставляем республиканцам оружие.  Его, конечно, не оказалось, но отпустить нас отказались. Потянулись дни неизвестности. Но помощь пришла. О нас узнали в Москве и Совесткое правительство потребовало освобождения парохода. Мы благополучно добрались до совхоза, довезли и спасли племенной скот.
В декабре 1941 года вражеские войска вошли в наш совхоз. В самом начале войны был получен приказ Министерства сельского хозяйства СССР об эвакуации племенного скота. Его угоняли вглубь России. К этому времени количество скота составляло   шесть тысяч голов. Было решено эвакуировать овец  в Рязанскую область.»
Вспоминает Мария Аксеновна Лукашина, участница этих событий: «К эвакуации начали готовиться в июле. Скот  предполагалось гнать своим ходом. Это представляло  большие трудности. Все дороги были забиты беженцами, нужно было как-то кормить скот в дороге, поить его, организовывать ночлег. Главным был назначен М.В. Гусев, а мы с П.Я. Митиной — его помощниками. Кроме того, нам дали предписание, в котором говорилось об обеспечении нам беспрепятственного пропуска и об  оказании помощи в дороге. Около двух месяцев мы добирались до места назначения. Название колхоза я забыла. В пути случалось всякое: попадали под бомбежки, голодали, много овец погибло от трудного перехода, часть была украдена в пути, часть потеряна, но более половины овец, а точнее 4700 голов, добрались благополучно.
Возвратились мы из эвакуации осенью 1943 года. Много опытнической работы погибло. Пришлось все начинать заново. Во время эвакуации с нами был главный зоотехник Г. Л. Марциновский.»
Своими воспоминаниями делится старожил совхоза Александра Никитична Авдеева: «До войны в совхозе сложилась крепкая партийная и комсомольская организация. Директором совхоза в этом время М. П. Буторин, а секретарем комсомольской организации — В. А. Голицына. Среди комсомольцев наиболее активными были П. Зыков, И. Клопков, М. Буланов, М. Злобин, Н. Аниканов. В нашей деревне немцы были проходом. Останавливались всего на три дня. Перед уходом они задумали сжечь совхоз. Поджог наметили на 20 декабря на два часа дня. Все готовилось в большой тайне, но учительница немецкого языка О. И. Куликова узнала о заговоре и все передала нашим ребятам, они передали, всю информацию советской разведке. Так немцы были выбиты из совхоза (об этом событии был опубликован материал в нашей газете — прим. автора).
В годы войны почти все мужчины ушли на фронт. Все тяготы, труды легли на наши женские и детские плечи. И мы работали молча, без жалоб. Многие женщины стали трактористами: Е. Н. Евсикова, М. А. Лукашина, А. Н. Павличева, М. Салихова.
Даже после войны они долго не расставались со своими машинами. Эти женщины были в годы войны активистками в полном смысле слова.»
Благодаря этим воспоминаниям, вырисовывается картина той довоенной и частично военной жизни. Это был сложный период в жизни страны. Но несмотря на это, люди продолжали закладывать фундамент новой жизни — мирной. Сам альбом будет передан в фонд музея Совхозной средней школы.

Комментарии

fvn45@mail.ru написал(а)…
Хотелось- бы знать, какие деревни входили в состав совхоза, список сотрудников и их судьба.

Популярные сообщения из этого блога

Этот аккаунт уже добавлен на устройство. Есть решение

Автоматические переносы в OpenOffice.org